Я SEO-специалист с 7-летним стажем, работающий в одном из крупных интернет-агентств Петербурга. Возможно, некоторые не знают, но сеошник это не тот, кто выгрузил семантическое ядро из wordstat, загрузил в ссылочный агрегатор и поднял сайт в топ. В работе над продвижением сайта около 40-50% времени уходит именно на внутреннюю оптимизацию сайта.

SEO-программист?

SEO-программист  — относительно новое и редкое название специальности. Яндекс.Работа нашла только 12 открытых вакансий по всей России из нескольких сотен тысяч других.

Зачем нужен?

Обычно программированием под seo-задачи занимается либо сам сеошник, либо пишет задание обычному программисту. Но тут случаются некоторые проблемы: seo-специалист — либо программист с начальным уровнем знаний, либо, если сторонний программист не понимает смысла задачи и основ работы алгоритмов поисковых систем делает задачу не правильно или медленно (из-за затрат времени на понимание) или не оптимальный код или вообще отказывается выполнять задачу.

Для крупных проектов с десятками тысяч страниц и такой же суточной посещаемостью необходима автоматизация работы сайта. Уточню, что я говорю о задачах, которые направлены на улучшения сайта для посетителя или помощь поисковым системам индексировать сайт. Я против черных или серых методов продвижения. Всегда интереснее сделать реально полезный сайт, на который будут ссылаться, о нем будут говорить, на него будут возвращаться.

Зачем нужно пытаться управлять поисковыми роботами, они ведь сами сайт обойдут и тексты просканируют? Всегда нужно помнить, что поисковая система – это большой и медленный механизм, где многие процессы длятся месяцами и если нам этим грамотно не управлять, то и сайт будет также медленно получать своих клиентов. А в это время нас обгонят конкуренты. Задача любого бизнеса – получить прибыль и в максимально короткие сроки. Клиент нужен сейчас, а не через год. И нужно много, а не один в месяц.

Вот некоторые типичные примеры seo-задач:

  • Генерация описаний к товарам, используя формулы, шаблоны и словари употребляемых слов.
  • Генерация страниц под запросы или автоматические фильтры товаров.
  • Генерация метатегов.
  • Кластеризация запросов, по которым переходили на сайт.
  • Расчет статического веса страниц и автоматическая перелинковка страниц.
  • Анализ статистики истории покупок и построение товарных рекомендаций.
  • Анализ логов сервера и построение графика статистики посещений поисковых роботов.
  • Скрытие некоторых не нужных частей сайта и ссылок от поисковых роботов.

Варианты решить задачу. У seo-специалиста могут быть одновременно несколько проектов даже в рамках одной компании (не говоря об агентствах) и если он уйдет на месяц в разработку какого-либо модуля, то потонут остальные проекты. Поэтому данный путь не оптимален.

Второй вариант – написание ТЗ для обычного программиста. Но очень скоро наступит момент для вопросов: а что такое биграмма? Как провести сравнение по шинглам? По какому алгоритму работает технология SEO Hide? Дальше приходится рассказывать о матрикснет, алгоритме ВМ25, как рассчитывать Page Rank страниц, как сгенерировать текст, который не будет спамным и многое-многое другое. Если этого не рассказать, то обычно не достичь качественного результата.

Отсюда на рынке появляется вопрос. Как оптимизировать работу по оптимизации не за счет временных затрат сеошника на программирование или обучение программиста? Ответ на него – нужно выращивать «заточенных» специалистов.

Что должен знать seo-программист?

Навыки программирования я перечислять не буду, считая их само собой разумеющиеся.

Во-первых, основы алгоритмов поиска. Это обязательный пункт, без мат. части никуда. Сюда входит BM25, TF-IDF, Page Rank.

Далее идут основы работ поисковых систем, в частности Яндекс и Гугл. Фильтры, алгоритмы. Что такое Яндекс Остров и как писать под него xml? Как пропарсить и проанализировать  входящие ссылки на вероятность их спамности для Гугла?

В работе с внутренним кодом сайта уделяется внимание robots.txt, редиректам, sitemap, микроразметка. Конечно, прописать какие-то простые вещи не нужен специальный программист, но бывают задачи не всегда тривиальные. Например, в sitemap.xml расставлять приоритеты страниц в зависимости от того есть ли они в индексе обоих поисковых систем.

Особое внимание уделить изучению API различных сервисов, которые используются для сбора и анализа данных. Какие-то сервисы предоставляют информацию по конкурентам, какие-то помогают расширить семантическое ядро, какие-то сканируют входящие ссылки.

Основы лингвистики. Необходимо для вычленения словоформ, их склонения и группирования. Как отличить прилагательное от глагола или определить род существительного.

Текущая ситуация на рынке

Постепенно увеличивается спрос на seo-программистов. Это объясняется усложнением поисковых алгоритмов и повышением конкурентности в выдаче. Приходится искать новые решения и оптимального подхода.

Некоторые образовательные центры начинают прокачивать обычных программистов в seo-программистов.

Многие крупные веб-студии и интернет агентства «выращивают» внутренние кадры.

Помните когда начали появляться seo-копирайтеры из копирайтеров? Вот сейчас чем-то похожая ситуация.

Данное направление продолжит развиваться. При сотрудничестве сео-специалистов и программистов мы с вами посодействуем улучшению уровня качества сайтов, а также поможем поисковым системам показывать наиболее релевантные результаты, а сеошники не станут продолжать искать дыры в алгоритмах, которые так любят использовать в России.