Почему-то у нас в России мало кто задумывается о своём позиционировании на рынке.
Обычный ответ владельцев бизнеса: «Ну мы как все, на этом рынке все одинаковые. Да и вообще, как это влияет на SEO?».
Позиционирование — размещение бренда в сознании потребителя. Оно должно быть сформулировано у каждой компании, которая хочет занять свою нишу.
Опишу 3 основные стратегии позиционирования, из формулировок Джека Траута:
  • Первая стратегия состоит в упрочении своего текущего положения в сознании потребителей. Так, агентство Avis, занимающее второе место в прокате автомобилей, сделало это своей сильной стороной: «Мы — вторые. Мы стараемся больше других».
  • Вторая стратегия состоит в том, чтобы найти и занять позицию, которую признало бы достаточное количество покупателей. Так, например, в рекламе шоколада “Three Musketeers” производитель использует тот факт, что в нем содержится на 45% меньше жиров, чем в любой другой плитке шоколада. Маркетологи United Jeresey Bank заметили, что крупные кредитные институты долго оформляют выдачу ссуд, и позиционировали свой банк как «оперативный».
  • Третья стратегия заключается в депозиционированиии или репозиционировании конкурента в сознании потребителя. Большинство американских потребителей посуды считают, что посуда компаний Royal Doulton и Lenox производится в Великобритании, но первая депозиционировала конкурента, сделав достоянием гласности тот факт, что штаб-квартира соперника находится в Нью-Джерси. BMW пытается депозиционировать Mercedes Benz, предлагая следующее сравнение: «Автомобиль для сидения и автомобиль для вождения». В известном рекламном ролике сети закусочных Wendy его героиня 70-летняя Клара, глядя на конкурирующий гамбургер, задается вопросом: «А где говядина?» Очевидно, что задача такого ролика — зародить в сознании потребителей сомнения в качестве продукции лидера рынка ресторанов быстрого обслуживания.
Рассмотрим пример. С каждым днем растет конкуренция на услуги компьютерной помощи. Основной показатель, по которому пытаются конкурировать компании – это цена. Сейчас мастера готовы выезжать через пол города переустановить виндовс за 300руб. Лет 5 назад, когда я начинал также, как и многие молодые предприниматели, то стоимость была от 1500руб.
Фирмы раздают у метро листовки, закидывают в почтовые ящики, клеят на подъезды, только в директе количество объявлений по запросу «компьютерная помощь» – 83 штуки (для сравнения запрос «пластиковые окна» — 73 объявления). Кстати, найти толковых инженеров на выездное обслуживание не так просто. 95% это студенты, которые только умеют виндовс переустановить.
Как бы сейчас можно было конкурировать молодой компании с ними и одновременно решить вопрос с персоналом? Пример идеи, на первый взгляд бредовой. Набираем красивых молодых девушек, которые знают азы на уровне среднего аникейщика. Ключевые слова – красивые и молодые 🙂 И берём несколько инженеров-профессионалов. Схема проста – позиционируемся на рынке «у нас работают только девушки».
К клиенту выезжают девушки, настраивают по алгоритму удаленный доступ, а всю работу выполняет инженер через удаленное подключение.
Вот пример идеи правильного позиционирования. Как она будет на практике – надо тестировать. В любом случае это лучше, чем просто «ну мы очередная фирма, которая занимается тем же, чем и сотни других».
В каждой сфере бизнеса можно придумать свою стратегию, которая выделит вашу компанию среди других: «мы перевозим только сейфы», «только мы доставляем пиццу за 20 минут», «у нас есть автомобили для пенсионеров» и т.д.
Всегда рекомендую прочитать книгу Джека Траута «Позиционирование. Битва за умы».
Как позиционирование влияет на SEO, расскажу в следующем посте.