Маркетинговые исследования нужны, чтобы понять, кто ваша аудитория, что ей нужно, работает ли ваш продукт, интересен ли он и как необходимо его изменить. На самом деле вопросов, стоящих перед исследованиями невероятно много. Но для начала попытаемся решить основные: что это такое и как использовать.

Чаще всего, когда говорят о маркетинговых исследованиях, то думают об огромном бюджете. В большинстве случаев это именно так и есть. Не так-то дешево обзвонить всю базу или дать заказ компании, делающий подобные исследования не по вашей базе.

Но кроме этого есть и бюджетные варианты. Их сегодня и будем рассматривать. Мы же не имеем многомиллионных контрактов (чаще всего), поэтому будем работать с тем, что есть.

Для начала усвойте, что есть два типа исследований, что известно еще со школы: качественные и количественные. Качественное исследование предполагает то, что вы будете собирать, анализировать и интерпретировать данные. Главное — данные, которые визуализируют то, что вы исследуете.

Количественное исследование чаще всего означает проведение опросов. В количественном главное получение и анализ данных.

Качественным исследованием может быть: интервью, дискуссии (так называемые фокус-группы), экспертные оценки и так далее.

Количественным исследованием обычно называют устные опросы, анкетирование и телефонные интервью.

Онлайн-исследования

Если кажется, что в онлайне маркетинговые исследования нельзя проводить, то вы ошибаетесь. Современный маркетинг предполагает не только анализ и обработку данных из аналитических систем, но еще и те самые исследования. Только выглядят они по-другому.

К примеру, вот данные исследования Яндекса о развитии интернета в регионах России. При этом использовались данные не только из систем аналитики (Метрика и данные Яндекс.Браузера), но и отчеты фонда «Общественное мнение» и TNS.

При этом фонд и TNS использовали метод количественного исследования — они проводили соцопросы.

А вот еще одно исследование Яндекса. На этот раз о развитии онлайн-торговли. Как видим, тут тоже использован количественный метод. Здесь же можно найти пример качественного.

У пользователей спрашивали не только, что они покупают, но и их возраст, где они совершают покупки (в общественном транспорте или дома, в вузе на парах или на работе), что они покупают, используют ли пуш-уведомления и так далее. Подобное подробное интервьюирование предполагается именно в качественном исследовании.

Количественные исследования

Где можно проводить опросы и как? Существуют такие способы, как Google Forms, — можно провести анонимный или не анонимный опрос с вариантами ответа: да/нет, пол, возрастная категория и так далее. Конечно, в Формах можно сделать тонкую настройку для качественного исследования, но об этом чуть позже.

Пример опроса для улучшения игровой механики в командной игре с построением диаграммы в Гугл Формах.

Диаграммы позволяют наглядно визуализировать материал, использовать это в презентациях, выкладках и иных способах преподнести данные наглядно. Кроме того, Гугл Формы помогут провести опрос не только на сайте или при общении с непосредственным интервьюируемым, но и в рассылке, даже в пушах или баннерах, если зашить туда ссылку на опрос. Сейчас даже можно интегрировать формы непосредственно на сам сайт.

Кроме того, можно использовать опросы среди своей аудитории в социальных сетях.

При этом вовлеченность такого метода довольно высока. Можно проводить опросы или смотреть на вовлеченность в закрытых тестовых группах. Это помогает, если вы хотите опробовать креатив или хотите проверить как работает та или иная идея, то или иное решение, тот или иной продукт. К тому же, это отличная возможность увеличить лояльность со стороны пользователя.

Есть еще краудсорсинговые платформы типа Яндекс.Толока. Казалось бы, как может помочь платный сервис (3 цента за задание) в количественном исследовании? Все просто: вы даете задание, и тестируете интерфейсы, маркетинговые креативы и так далее. Ведь пользователь заинтересован материально, а значит ему нет смысла скрывать и не отвечать на вопросы.

Качественные исследования

Качественные исследования можно проводить с помощью той же Гугл Формы, поставив открытый вопрос, а не закрытый.

Таким образом вы сможете полноценно проинтервьюировать человека, группу людей или целую выборку, которую отобрали с помощью сегментации пользователей.

Кроме того, вы можете мониторить упоминания в интернете. Люди любят говорить и много. Так вы сможете узнать потребности вашего пользователя, отношение к вашему бренду и к бренду конкурента, о различных возникающих ситуаций с вашей компанией и любовь или нелюбовь к самому продукту, который вы продвигаете.

Для таких случаев есть Brand Analytics, IQBuzz, YouScan. Сервисы платные, поэтому выбирайте то, что вам больше по душе.

Конечно, ничего не заменит личного общения с представителями вашей аудитории. Это обеспечит вам полное понимание процессов, происходящих в компании, обеспечит надолго негативом или позитивом. Если это будет негатив, то его надо будет еще и обработать.